Вторая половина. Матушка Ольга Невзорова

 

Героиня программы – матушка Ольга Невзорова, супруга иерея Николая Невзорова, настоятеля храма во имя святителя Николая Чудотворца, пос. Магнитка.

Мы предполагаем, а Бог располагает. Этот простой и непреложный закон жизни вывели еще наши далекие предки, а мы, маловерные, продолжаем думать, что сами что-то решаем, сами управляем своей судьбой. Но однажды обязательно наступает момент, когда мы, оглянувшись назад, понимаем: все то, что является самым главным в нашей жизни, запланировать невозможно. Но можно услышать голос души и последовать за ним.

Елена Саенко:

– Гостей в этом доме сегодня ждали, в сборе вся семья Невзоровых: папа, мама, трое детей. Домашняя любимица собака Тася поскуливает, закрытая в комнате. «Она не очень приветлива к незнакомым, – предупредили хозяева, – но ведь сердце не выдерживает слушать ее обиженные всхлипы». Тася действительно с характером, беспрекословно слушается только главу семьи – отца Николая. Причем, если хозяин в облачении, никогда не начнет выказывать ему свою собачью любовь, смиренно подождет, пока он переоденется. С младшими членами семьи Тася не так щепетильна.

В отце Николае действительно чувствуется недюжинная внутренняя сила, которая, собственно, и позволяет ему быть в жизни таким: мягким, приветливым, спокойным. Эта сила – уверенность. Уверенность во всем: в правильности выбранного жизненного пути; в тепле и уюте домашнего очага; в верности, поддержке и любви своей второй половины – матушки Ольги.

Елена Саенко:

– Церковные таинства, службы, домашняя молитва. В этой атмосфере дети Невзоровых, Светлана, Семен и Елена, и рождались, и росли. Вера, как основа всего сущего, им прививалась с первых дней жизни. Света, к примеру, в возрасте двух лет вместе с мамой выстояла всю патриаршую службу и приняла Святое Причастие из рук Патриарха Алексия II. Получается, что девочка пришла в церковь даже раньше своего папы. Отца Николая, родившегося в Челябинске, мама начала водить в церковь с трех лет.

Иерей Николай Невзоров:

– Мы ходили в Свято-Симеоновский кафедральный собор города Челябинска. Помню, как во время службы катал машинки по амвону, и никто не ругал.

Елена Саенко:

– Учась в школе, уже знал, что будет священником. Экстерном окончил десятый и одиннадцатый классы, чтобы было время получить образование в Челябинском духовном училище и через год со своими сверстниками поступить в Тобольскую духовную семинарию.

Иерей Николай Невзоров:

– Первая запись в моей трудовой книжке – в 15 лет, потому что я алтарничал, меня официально устроили в кафедральный собор. Этим самым у меня была обязанность: не «могу – не могу», а «надо».

Елена Саенко:

– Так сложилось, что он рано повзрослел. Возможно, сыграло роль его увлечение профессиональным хоккеем, в который, как известно, играют настоящие мужчины. Возможно, повлияло нечто, предопределенное свыше, но в свои переходные 15 лет Николай Невзоров по своим знаниям был далеко не подростком. Именно в этом возрасте он встретил и свою судьбу. В храме, где служил алтарником.

Ольга выросла в Златоусте, в дружной верующей семье. Отношения между родителями, полные любви и взаимопонимания, стали для нее примером семейных ценностей. Она окончила школу с золотой медалью, приехала в Челябинск поступать в педуниверситет и замуж вообще не собиралась. Мечтала заниматься наукой.

Матушка Ольга Невзорова:

– Я не гуляла, никуда не ходила. Занималась школой, ходила во всякие научные общества. Когда училась в 11-м классе, уже преподавала в воскресной школе. Очень хорошо помню момент, когда приехала в Челябинск. На следующий же день в храм пришел будущий отец Николай, на тот момент – просто Николай.

Иерей Николай Невзоров:

– Я ее увидел, и все: мое, завоюю, будет моей супругой.

Матушка Ольга Невзорова:

– Я почувствовала на себе его взгляд, когда он встал в этом черненьком халатике и лысый (на самом деле). Почему-то этот взгляд до сих пор в моей голове.

Елена Саенко:

– На тот момент ему было 15, а ей 17 лет. Примерно через неделю после знакомства Николай твердо сказал: «Вот ты будешь моей женой». Конечно, она не отнеслась всерьез к его словам, даже посмеялась. Но юный алтарник не шутил. К тому же заметил, что его (как он уже считал) девушке уделяют внимание другие.

Иерей Николай Невзоров:

– Интересно было. Девушка очень умная, грамотная, воцерковленная. На тот момент она уже была готова как матушка. Начали подходить, уделять знаки внимания. Я один раз предупредил, второй раз предупредил. Третий раз во мне уже «хоккей включился». Молодость! Потом по-христиански: «Прости» – «Прости». Дружим же до сих пор.

Матушка Ольга Невзорова:

– Я уже потом узнала, как что-то происходило; на тот момент – нет. Мне уже потом кто-то сказал: «Ты знаешь, за тебя битва идет».

Елена Саенко:

– Но какой бы романтикой для девушки ни были окрашены баталии из-за нее, не они явились для Ольги причиной возникновения ее глубокого чувства.

Матушка Ольга Невзорова:

– Так по жизни: у него есть какое-то внутреннее убеждение, свой взгляд на что-то. Когда он говорит, я знаю, что это правильно, так и надо делать.

Елена Саенко:

– Когда они венчались, жениху было 17 лет, невесте – 19. Ольга – студентка педуниверситета – осталась в Челябинске, а Николай уехал в Тобольск, где учился в духовной семинарии. Разлука обоим далась трудно. Семья в принципе не может нормально существовать, когда супруги живут далеко друг от друга.

Матушка Ольга Невзорова:

– Первый год он так отучился, потом перешел на второй курс, а когда приехал на каникулы, мы решили, что ему надо переезжать обратно, то есть переводиться на заочное и рукополагаться.

Елена Саенко:

– К принятию сана оба были готовы. Готовы были взять на себя ответственность пастырского служения и разделить ее надвое. А семейное единство стало их защитой, ведь семью, уверена матушка Ольга, Господь дает для того, чтобы люди не просто вместе шли по жизни, а возрастали духовно, любя и оберегая друг друга.

Матушка Ольга Невзорова:

– Я понимаю и чувствую, что через него говорит Господь, направляет его. То есть я смотрю на отца Николая не просто как на мужа, на мужчину, а прежде всего – как на священника, потому что у него есть какое-то особое чувство, благодать, и через это я чувствую защищенность.

Елена Саенко:

 За мужем-священником всегда последнее слово в трудных ситуациях, которые неизбежны в любой семье. Например, когда сын Семен на второй неделе жизни тяжело заболел и врачи Усть-Катава, где в то время служила семья, не могли поставить диагноз.

Матушка Ольга Невзорова:

– Когда нас привезли в больницу, врачи (лор, стоматолог, хирург – все узкие специалисты) собрали консилиум, открыли медицинскую энциклопедию и стали по картинкам сличать, потому что не могли поставить диагноз, понять, что это такое. Предположительно ставили менингит. Но если бы поставили менингит и перевели нас в реанимацию, сын бы просто умер, потому что лечение было бы неправильным.

Елена Саенко:

– Решение забрать ребенка из больницы и уехать в Челябинск принял отец Николай. Врачи пришли в ужас: куда? зачем? Но священник был непреклонен.

Матушка Ольга Невзорова:

– Конечно, чудо! Врач сказал, что все было сделано вовремя, успели тогда, когда это было нужно.

Елена Саенко:

– Упование на Господа в критический момент – то единственное, что спасает. Матушка Ольга это знает по себе, убеждалась не раз и не два. Но признается, что вспомнить о молитвенном уповании в момент жизненного экстрима очень непросто и удается не всегда.

Матушка Ольга Невзорова:

– Бывает, когда особо тяжелые переживания, что-то случается, ты не можешь себя заставить сесть за молитву, потому что тебя перехлестывает это человеческое внутреннее. Здесь действительно нужна сила воли, чтобы отбрасывать все. Если не можешь вставать, то сидя, лежа, как угодно, но вопить молитвы к Богу всем своим сердцем, и Господь тотчас же помогает. Это правда.

Елена Саенко:

– Не зря святые отцы говорят: «Чем тебе труднее, тем сильнее должна быть твоя молитва». И когда из души выплескивается выстраданное, выплаканное до капли: «Помоги, Господи!», происходит обыкновенное чудо: почему-то слезы высыхают, а сердца словно касается нежное, теплое крыло ангела. И ты не просто чувствуешь, а твердо знаешь: тебя слышат. А потом отпускает боль, и оказывается, что ситуация вовсе не критичная и разрешается прямо на твоих глазах.

Матушка Ольга Невзорова:

– Бывали такие ситуации, что нет денег, вообще нет. Приходила женщина и давала ту сумму, которая нужна. «Помолитесь, пожалуйста, за моего сына!» – и передавала деньги.

Елена Саенко:

– Собственно, вся наша жизнь – это постоянный диалог с Господом. Он нам отвечает через какие-то ситуации, поступки и слова людей, через осознание, которое приходит в одночасье после долгих и мучительных поисков ответа на внутренние вопросы, и конечно, через мудрость священника и любовь его матушки.

Иерей Николай Невзоров:

– Если идем с супругой по городу пешком (это случается редко, но бывает), с ней здороваются, а со мной – гораздо реже, потому что люди к ней очень тянутся.

Матушка Ольга Невзорова:

– Матушка – это как мама в семье. Папа – все-таки образ более строгий; он может тебя и пожурить, и поругать. А мама должна быть открытой ко всем, с добрым большим сердцем. Я так для себя расставила приоритеты.

Елена Саенко:

– Отец Николай говорит, что с молитвой и духовной поддержкой жены он смог с нуля построить два храма, привлечь туда верующих. Матушка Ольга – также вдохновительница создания кадетского класса в школе. А когда епископ Златоустовский и Саткинский Викентий благословил отца Николая возглавить миссионерский отдел епархии, стала и в этом служении мужа первой помощницей.

Под началом отца Николая в Златоусте открыли первый центр гуманитарной помощи многодетным и малообеспеченным семьям. Это событие стало рождественским подарком для жителей города. Но чтобы его преподнести, семья Невзоровых в полном составе трудилась все новогодние каникулы вместе с волонтерами. Распаковывали огромные коробки с вещами, устанавливали стеллажи, раскладывали одежду по размерам и возрастам.

Матушка Ольга Невзорова:

– Если мы хотим быть все вместе, значит, мы должны быть там, где отец Николай (на службе, на складе, в воскресной школе), и нести те послушания, которые несет он.

Елена Саенко:

– А ведь у Ольги Невзоровой есть и светская работа, она заведует сектором Центральной библиотеки города Златоуста. Говорит, что занятость такая, что каждый день расписан практически по минутам. Но уходить из библиотеки она – человек с двумя высшими образованиями – конечно, не собирается. И отец Николай поддерживает. Понимает, что работа с книгой – еще одна грань самореализации его жены. В юности Ольга предполагала, что посвятит жизнь науке, но Господь повел по другому пути. Все ее привычки, интересы легко вписались в новый жизненный маршрут. Научная деятельность, пожалуй, единственное, чем пожертвовала девушка, выйдя замуж. Но пожертвовала тоже легко.

Матушка Ольга Невзорова:

– Предложили аспирантуру, я ездила на подготовительные курсы, но потом поняла, что это все-таки тяжело, детям нужна мама, дома я тоже должна быть. Я отказалась от науки. Но вот сейчас на работе мне снова предлагают аспирантуру, даже уже придумали тему моей научной работы. Пока это просто тема.

Елена Саенко:

– Вот так, спустя много лет, с Божьей помощью давняя мечта начинает становиться реальностью. Возможно, как награда за то, что когда-то матушка Ольга поняла и приняла: то, что дает Господь в данный момент, и есть лучшее.

Матушка Ольга Невзорова:

– С Богом легче жить. Это я тоже поняла. Как жалко людей, которые не с Богом, вне храма. Они мечутся, несчастные, пытаются как-то устроить свою жизнь, чем-то самим себе помочь, но ничего не получается, загоняют сами себя в угол. А если это все отбросить, просто прийти к Богу…

Елена Саенко:

– В семье – что лукавить – бывают разные периоды, и трудности, и непонимание. Проходить их нашей матушке помогает воспоминание о той самой первой встрече с алтарником Колей и о его взгляде, который пронзил тогда стрелой ее сердце. Любые эмоции рано или поздно затихают, но остается главное, о чем она всегда говорит мужу.

Матушка Ольга Невзорова:

– Мы с тобой меняемся, растем духовно, взрослеем и внешне, и внутренне – все вместе происходит.

Иерей Николай Невзоров:

– Буквально на днях у нас было 18-летие со дня венчания. Единственное, что я сказал: «Если вернуть все обратно, я бы поступил точно так же».

Елена Саенко:

– Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!

Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Ульянова

(129)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *