Вторая половина. Матушка Валентина Усольцева

 

Героиня программы — матушка Валентина Усольцева, супруга протоиерея Валерия Усольцева, настоятеля храма Воздвижения Креста Господня, г. Бакал Челябинской обл.

Найти в жизни свою вторую половину – счастье, о котором наверняка мечтают все. Но узнать ее бывает непросто. Часто кажется, что вторая половина должна быть чуть ли не нашим близнецом, и внешне, и внутренне. На деле же она бывает полной противоположностью. Однако, при всей своей непохожести, сложенные вместе две половины представляют собой единое целое и мощную силу, которая помогает обоим возрастать духовно.

Елена Саенко:

– Город Бакал Челябинской области. Саткинское благочиние Златоустовской епархии. Крестовоздвиженский храм. Этот красавец-храм – плод духовных трудов протоиерея Валерия Усольцева. Он и встал во главе прихода, когда в 2001-м новострой освятили. С тех пор прошло уже 17 лет. Отец Валерий убежден, что священник должен обладать огромным духовным опытом и знанием разных сторон жизни. Только тогда он может действительно помочь тем, кто приходит к нему, конкретным словом и конкретным делом. Это убеждение пришло как результат его собственного пути к Богу. На этом пути жизнь открывала ему самые полярные грани, создавала экстремальные ситуации, учила и вела. Достаточно сказать, что подполковник запаса Валерий Усольцев 22 года был военным летчиком дальней авиации. Мечта о небе привела его в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов.

Протоиерей Валерий Усольцев:

– Все у нас в шестидесятые годы мечтали стать космонавтами. А я сказал, что не хочу быть космонавтом: там землю толком не видно. А вот летчик все-таки видит землю, особенно когда взлет, посадка, ежедневно, ежечасно.

Елена Саенко:

– Взлет, посадка. Медицинские приборы в эти моменты фиксируют у летчиков подъем давления до критически высоких цифр, при том что сами они этого не чувствуют. Такова цена максимальной концентрации в самые ответственные минуты. Так жизнь воспитывает характер.

Протоиерей Валерий Усольцев:

– Армейская школа мужества помогла мне во всем. Во всяком случае, после всей прожитой моей летной карьеры я уже отбоялся. Я боюсь только Его.

Елена Саенко:

– Армейская школа, которая привела к таким выводам, начиналась в Челябинске – родном городе жены отца Валерия, матушки Валентины, тогда просто Вали. Они познакомились на одном из танцевальных вечеров. Девушка училась в Челябинском политехническом институте.

Матушка Валентина Усольцева:

– Между нами произошло что-то. Когда мы танцевали, я боялась упасть: просто было такое состояние, и я сразу поняла, что это мой человек.

Елена Саенко:

– Курсант Валера был похож на молодого Никиту Михалкова, просто одно лицо с героем культового фильма шестидесятых «Я шагаю по Москве». Впрочем, у Валерия было еще одно внешнее сходство – с самой Валентиной, это отмечали все.

Матушка Валентина Усольцева:

– Когда я к нему приезжала, он, чтобы не терять время, выходил из училища. Ребята его курса тоже выходили и просили: «Познакомь со своей сестрой». Он говорил: «Это не моя сестра, а моя девушка».

Елена Саенко:

– Сначала говорил «моя девушка», а вскоре «моя жена», хотя они еще не были женаты, просто надо было совсем лишить надежды возможных конкурентов. Вот такой человек, с «перчинкой», плюс остроумный, отчаянный, уверенный в себе, к тому же военный, – для многих девушек того времени заветная мечта.

Матушка Валентина Усольцева:

– Какая-то романтика была. А потом в жизни немногие выдерживают эту романтику с переездами. Когда он уже отслужил и мы приехали сюда, я посидела и посчитала, сколько раз мы переезжали с квартиры на квартиру, из гарнизона в гарнизон. Двенадцать раз.

Елена Саенко:

– Когда Валентина ехала за молодым мужем в первый в их жизни военный гарнизон, она тоже не представляла, что ее ждет – отсутствие работы по специальности, неустроенный быт, общежитие и съемное жилье. Первую квартиру на двух хозяев семья получила, когда родилась старшая дочь.

Матушка Валентина Усольцева:

– Мы жили как раз в том гарнизоне и в том доме, где снимался фильм «Граница. Таежный роман». Когда мы посмотрели первую серию, в титрах прочитали, где снимался этот фильм, – Шайковка. А потом стали смотреть вторую серию, и показали наш дом и наш балкон. Потом мы уже с таким интересом смотрели этот фильм! Все места знакомы, особенно где герои втроем на пляже, на этот плес мы постоянно ходили со старшей дочкой.

Елена Саенко:

– Впрочем, бытовые трудности, с которыми сталкивалась жена, были вторичными по сравнению с нагрузкой и ответственностью военной службы, которую нес муж.

Матушка Валентина Усольцева:

– Когда случился конфликт с Афганистаном, туда были их первые вылеты: у него же тяжелая авиация, дальняя, стратегическая.

Елена Саенко:

– Провожая мужа на боевое задание, Валентина закрывала за ним дверь и никогда не знала, вернется он или нет. Командировки в горячие точки длились по полгода, связь – раз в неделю, через летчиков транспортной авиации. Прилетят, передадут привет – значит, жив, здоров. Если за неделю никто из командования не позвонил – значит, всё в рабочем, вернее, боевом режиме.

Матушка Валентина Усольцева:

– У них был маршрут через Турцию, пролетали туда-сюда, проверяли. И прилетели на одном движке, потому что горел самолет.

Протоиерей Валерий Усольцев:

– Там были ситуации, в которых не выживают. Это уму непостижимо, как меня Господь вытаскивал. Я должен был быть погребен минимум три или четыре раза.

Матушка Валентина Усольцева:

– Он рассказывал только тогда, когда мне было уже от кого-то известно. Узнавала и как-то интуитивно: «Слава Богу, что жив». Это просто интуиция.

Елена Саенко:

– Но перед осознанным обращением к Господу было еще несколько потрясений. Младшая дочь в пять месяцев тяжело заболела и пережила две клинические смерти. Врачи спасли малышку. Валентина не знала, как их благодарить. Одна мудрая женщина ей тогда посоветовала: «Благодари Бога и молись».

Матушка Валентина Усольцева:

– Она мне подарила маленький молитвослов, который тогда стоил пятнадцать копеек, и с этим молитвословом я до сих пор иду по жизни.

Елена Саенко:

– Именно тогда Валентина впервые пришла на исповедь и причастие. Входить в церковную жизнь они стали вместе с мужем. У Валерия на это были и свои причины.

Протоиерей Валерий Усольцев:

– Прежде всего я увидел свое предназначение в том, чтобы вспомнить тех, кто рядом со мной, бок о бок выполнял задания Родины и не вернулся с них.

Елена Саенко:

– Воцерковление происходило в Гомеле – последнем месте службы подполковника ВВС Валерия Усольцева. Думая о гражданском будущем, он уже учился на вечернем отделении факультета психологии Гомельского государственного университета и помогал в кафедральном соборе.

Протоиерей Валерий Усольцев:

– Когда я закончил служение, как раз была «Беловежская пуща» и все прочее. Полк прекратил свое существование, все из летного состава, кто вылетал положенное, были отправлены на пенсию. А я уже был готов к службе, потому что, когда еще летал, уже подавал кадило в алтаре, был алтарником в звании подполковника.

Елена Саенко:

– Однажды Усольцевых пригласил к себе почивший уже архиепископ Гомельский Аристарх. Разговор с ним, его прозорливые слова привели к крутому повороту в жизни семьи. Владыка благословил Валерия принять священнический сан. Рукоположение состоялось в 1993 году.

Матушка Валентина Усольцева:

– Это его волеизъявление. Я отнеслась положительно, тем более что это я привела его к этому. Не то что тянула его, а мы как-то в одно время пришли, как-то мягко, не то чтобы пинали друг друга: «Ты иди туда» или: «Вот я пойду в священники, а ты за мной будешь». Нет, мы как-то вместе шли с ним по одной линии.

Елена Саенко:

– Одна линия жизни привела их из Белоруссии в Челябинскую область, в закрытый город Трехгорный. Там пришла пора военной службы для матушки Валентины. Женщинам уже разрешалось надевать погоны. Как раз на пике безработицы нашлось место в охране приборостроительного завода, объекта стратегической важности. Матушка Валентина начала служить во внутренних войсках прапорщиком.

Матушка Валентина Усольцева:

– У меня был пистолет Макарова. А там, где была внешняя зона, девочки ходили у нас даже с автоматами.

Елена Саенко:

– Никакой романтики, только военная служба, причем без скидок на то, что ты женщина.

Матушка Валентина Усольцева:

– Я знаю, что такое устав, что значит переступить его. На гражданке если человек, который выше тебя рангом, не прав, ты можешь с ним поспорить и уйти, не сделав. А тут дисциплина: надо выполнить и только потом доказать, что он был не прав.

Елена Саенко:

– Действительно, военная служба, пожалуй, самая мощная тренировка на смирение. Впрочем, в матушке Валентине жизнь давно воспитала это качество. Ей приходилось трудиться и на почте, и на птицефабрике, и даже уборщицей: работы по специальности в гарнизонах не было. Приходилось смиряться и идти туда, куда требовалось. Если бы она тогда знала, что Сам Господь готовит ее так к новому служению – быть женой священника. Ведь отец Валерий сразу по-военному строго ее предупредил:

Матушка Валентина Усольцева:

– «Звания такого нет – матушка. Пока я батюшка, ты матушка, но в церкви ты не должна ходить и указывать, где что и как что. В церкви ты должна, как все, делать то, что тебе сказали. Сказали вымыть посуду – мой посуду, сказали накрыть на стол – накрой, сказали туалет вымыть – мой туалет».

Елена Саенко:

– Матушка смиренно подчинилась. В родном Крестовоздвиженском храме ее не отличишь от простых прихожан. Тихая, скромная, полная противоположность своему мужу-лидеру, мужу-настоятелю. Кроме пастырского служения отец Валерий много лет преподавал психологию в филиалах Челябинского государственного университета. «Дома, – говорит матушка, – бывает, конечно, по-всякому, как и в любой семье. Он взрывной, резкий, горячий, иногда может рубануть сплеча, но отходчивый».

Матушка Валентина Усольцева:

– Если мы поссорились, то сразу его главенство. Он подходит: «Прости меня». Раньше спорила, слезы лила, особенно по молодости, а сейчас просто соглашаюсь или ухожу от ответа, чтобы он успокоился, а потом спокойно начинаю опять поднимать этот вопрос.

Протоиерей Валерий Усольцев:

– Если что-то не понравилось, лучше сказать, чтобы некоторое непонимание не катилось, как ком отчуждения, и потом «бух» – разорвалось каким-то всплеском негатива. Лучше сразу сказать: «Вот тут мне, дорогой, не понравилось». Или: «Солнышко, сделай так. Я этого не люблю, этого не хотел. Только не обижайся».

Елена Саенко:

– А она и не обижается. Да, он требовательный. Да, действует как в известном анекдоте про устав: пункт первый – командир всегда прав; пункт второй – если командир не прав, смотри пункт первый. Но при всем этом матушка Валентина знает: у нее всегда есть надежная защита и крепкое плечо. И отец Валерий знает, что дома его всегда ждут тепло и уют, вкусный ужин и ласковое слово.

Протоиерей Валерий Усольцев:

– Мужчина предназначен быть столпом ответственности за свою семью. Это добытчик, это охотник с копьем, луком за мамонтом: приволок в пещеру – всё, это стена крепкая. И вот за этой стеной уже другой силой – силой любви, нежности, ласки – творит вторая половинка.

Елена Саенко:

– У отца Валерия и матушки Валентины две дочери – умницы и красавицы. Старшая Христина – юрист, окончила Челябинский государственный университет. У нее свой бизнес. Младшая Екатерина – дизайнер интерьеров, замужем за военнослужащим. У каждой дочери по сыну. Долгожданные внуки – радость отца Валерия и матушки Валентины. Об их появлении супруги много лет со слезами молили Господа, и молитвы были услышаны.

Протоиерей Валерий Усольцев:

– Муж и жена – это две половинки яблока. Я-то червивая половинка, конечно. А куда деться второй? Вторая не будет существовать, она засохнет, выгорит, окислится.

Матушка Валентина Усольцева:

– Две половинки, одна из которых взрывная, а другая спокойная. Мы соединились, и хорошая смесь получилась.

Елена Саенко:

– Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому.

 

 Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Ульянова

(31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *